Симхат Тора (от ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה — «радость Торы») — это один из самых радостных еврейских праздников, который отмечается сразу после Суккот и завершает цикл осенних праздников. В 2025 году Симхат Тора будет отмечаться 14 октября в Израиле.
Значение и история праздника
Симхат Тора знаменует собой завершение годичного цикла чтения Торы и одновременное начало нового цикла. В течение всего года в синагогах читают Тору по недельным главам, и к этому празднику заканчивают годовой цикл чтения. В этот день читают последнюю главу Торы — Ве-зот ха-браха («И вот благословение»), а затем сразу же начинают читать первую главу Берешит («В начале»), подчеркивая непрерывность и вечность изучения Торы.
Праздник был известен уже во времена Талмуда, но особое празднование установилось в эпоху вавилонских гаонов (раннее Средневековье), когда трёхгодичный цикл чтения Торы был заменён годичным. Название «Симхат Тора» означает «радость Торы», и это действительно самый весёлый праздник еврейского календаря.
Основные традиции и обычаи
Хакафот — радостные танцы с Торой
Главная традиция праздника — это хакафот(торжественное шествие со свитками Торы). В этот день все свитки Торы выносят из священного шкафа (арон ха-кодеш) и с песнями и танцами семь раз обходят вокруг возвышения в центре синагоги (бима). Мужчины по очереди несут свитки Торы, каждый старается выразить свою любовь и уважение к Торе — коснуться свитка, поцеловать его.
Хакафот проходят как вечером, так и утром праздника. В Израиле также принято устраивать «вторые хакафот» на исходе праздника, когда собирается множество народа, приглашают оркестры и музыкальные ансамбли. На улицах городов проходят вечерние хакафот — народные танцы под еврейскую музыку.
Хатан Тора и Хатан Берешит
Особую честь в этот день получают два человека: хатан Тора(«жених Торы») — тот, кто читает заключительную часть Торы, и хатан Берешит(«жених Берешит») — тот, кто начинает чтение нового цикла с первой главы книги Бытия. Как жених любит невесту, так евреи любят Тору. Во многих общинах принято, чтобы удостоенные этой чести устраивали праздничную трапезу или кидуш для всей общины.
Участие всех членов общины
В Симхат Тора принято вызывать к чтению Торы всех без исключения мужчин, присутствующих в синагоге, включая маленьких мальчиков, которые ещё не достигли возраста бар-мицвы. Детей вызывают для чтения заключительной части главы (так называемая кол ха-неарим — «все мальчики»). Над головами мальчиков простирают талит, и собравшиеся произносят им благословение.
Духовное значение
Если в Суккот евреи работают над исправлением своих качеств, а в Ошана Раба проверяют себя, то в Симхат Тора начинается настоящая радость от той духовной силы, которая вела их по всем этапам. Свет Торы наполняет человека огромной радостью, отсюда и название праздника.
Праздник символизирует высшую степень объединения всего еврейского народа. Ведь Тора была получена только тогда, когда весь народ, стоя у горы Синай, согласился выполнять главную заповедь — «Возлюби ближнего как самого себя».
Особенности празднования
Симхат Тора — это день, полный благоговения, радости и любви к священным свиткам Торы. Все стараются поддерживать традицию веселиться, петь песни, устраивать гуляния и организовывать обильные трапезы. В хасидских общинах во время танцев с Торой принято распивать алкогольные напитки.
Радость Симхат Тора имеет столь огромное значение, что, несмотря на запрет мудрецов танцевать и хлопать в ладоши в йом тов, гаоны постановили, что в честь Симхат Тора разрешено танцевать и хлопать в ладоши.
Согласно общепринятому обычаю, в Симхат Тора женщины и дети тоже приходят в синагогу. Дети несут флажки Симхат Тора — яркие, блестящие, украшенные бумажными огоньками или рисунками. Для них это свой маленький праздник, когда можно бегать, смеяться и быть частью общего веселья.
Симхат Тора напоминает о том, что изучение Торы — это не бремя, а источник величайшей радости, и что связь еврейского народа с Торой вечна и непрерывна.