
Фундамент монументальности: геология, добыча и транспортировка самого тяжелого камня
Строительство комплекса Второго Храма, особенно его обширных укреплений и искусственной платформы, представляет собой одно из самых поразительных достижений античной архитектуры и инженерии. Его монументальность определяется не только масштабом, но и уникальным сочетанием геологии, технологий добычи и религиозных предписаний, которые сделали возможным возведение сооружений, чья прочность до сих пор восхищает исследователей. Центральным элементом этого колосса является камень — огромные известняковые блоки, вес которых достигал сотен тонн. Анализ процесса создания этих блоков позволяет понять, почему это сооружение стало не просто частью города, а физической и символической основой целого народа. Материал, использовавшийся для строительства, принадлежит к категории локальной известняковой породы, широко используемой в архитектуре Иерусалима, и известен под названием Mizit Yeudit, или «иудейский камень» . Этот известняк образовался миллионы лет назад на дне древнего Тетисского океана и характеризуется горизонтальными слоями . Его состав богат окаменелостями морских организмов, что придает ему уникальную текстуру и структуру . Однако наиболее важным фактором, который сделал этот камень идеальным для проекта Ирода, стала его исключительная пластичность и способность к самопроизвольному затвердеванию.
Ключевым открытием для инженеров и каменотесов Ирода стал подземный карьер, расположенный непосредственно под будущей площадью Храмового холма . Этот карьер, известный сегодня как Пещера Цедекии (Zedekiah Cave), содержал тонкий слой известняка, состоящий из кальцитовых фрагментов окаменелостей рудистов — морских животных, формирующих рифоподобные структуры . Эта порода обладала уникальным свойством быть мягким и легкообрабатываемым под землей, но быстро затвердевать при контакте с воздухом благодаря испарению воды и выпадению извести между частицами . Это явление, известное как "freestone", позволяло вырезать огромные блоки в любой плоскости, не привязываясь к естественным слоям породы, что было критически важно для создания идеально ровных поверхностей больших блоков (ашлеров) . Именно это свойство камня решило главную дилему проекта: религиозные законы, такие как указанные в I Царств 6:7 и Исход 20:25, запрещали использовать металлические инструменты на территории Храмового холма, чтобы не нарушать его святость . Таким образом, каменотесы могли точно предварительно формовать гигантские блоки в безопасном подземном карьере, после чего они доставлялись на место установки уже готовыми к монтажу, без необходимости применять железные инструменты непосредственно на самом холме .
Процесс добычи в Пещере Цедекии был сложным и требовал высочайшего мастерства. Используя зубчатые пилы, похожие на современные пневматические инструменты, каменотесы вырезали канавки вокруг заготовок, следуя заранее намеченным контурам . Для отделения блока от маточника (основной породы) применялся более традиционный, но эффективный метод "feathers and wedges". В просверленные ряды отверстий вставлялись металлические или деревянные клинья, которые затем забивались молотками, создавая направленное давление вдоль линии напряжения породы и вызывая ее контролируемое разрушение . После того как блок был отделен, его необходимо было вынести из карьера. Для этого вокруг него вырезались еще более глубокие канавки, после чего в них плотно вставлялись сухие деревянные брусья. Эти брусья смачивались водой, которая впитывалась в древесину и вызывала ее расширение. Этот процесс создавал колоссальное давление, которое аккуратно отделяло блок от основной породы, минимизируя повреждения и обеспечивая чистый срез . Этот метод, сочетающий точность пилы с мощью силы природы (расширение дерева), демонстрирует глубокое понимание материалов и механики со стороны древних строителей.
Транспортировка этих исполинских блоков на поверхность и далее на место строительства была второй грандиозной инженерной задачей. Карьер под Храмовым холмом находился примерно в 125 футах (около 38 метров) ниже уровня самой платформы, что позволило использовать силу гравитации в качестве основного двигателя . Блоки спускались по подготовленному пути на деревянных катках, управляемые командами из 1000 быков, согласно записям Иосифа Флавия . На поверхности, перед окончательной установкой, блоки получали финальную обработку, чтобы обеспечить идеальную посадку и сверхплотные стыки . Некоторые блоки все еще сохраняют нераскроенные выступы на своих сторонах, которые служили для захвата веревками или для установки деревянных ручек, помогая в процессе транспортировки и монтажа . Таким образом, успех проекта был не просто результатом человеческого труда, но и продуктом глубокого взаимодействия между геологическими знаниями, инновационными технологиями и религиозными требованиями, которые совместно создали материал, способный стать основой для вечной монументальности.
| Материал | Локальная известняковая порода (Mizit Yeudit/ "иудейский камень") |
| Геологическое происхождение | Горизонтально слоистый известняк (Turonian и Cenomanian), образовавшийся на дне Тетисского океана 50–250 млн лет назад. |
| Уникальное свойство | Подземный карьер (Пещера Цедекии) содержал мягкий "freestone" (рудестовый известняк), который затвердевал при контакте с воздухом. |
| Решение проблемы | Позволило точно формировать гигантские блоки в карьере без использования металлических инструментов, что соответствовало религиозным законам. |
| Методы добычи | Использование зубчатых пил для вырезания блоков и метод "feathers and wedges" (металлические/деревянные клинья) для их отделения от маточника. |
| Техника отделения | Вырезание канавок вокруг блока с последующей установкой в них сухих деревянных брусьев, которые смачивались водой для их расширения и отделения блока. |
| Транспортировка | Использование силы гравитации для спуска блоков по подготовленному пути на деревянных катках; управление группами из 1000 быков. |
Создание новой городской реальности: архитектурная концепция и поэтапное ростование платформы
Запрос пользователя на информацию о строительстве «центра Иерусалима» точно отражает истинную цель и масштаб проекта, который проводился при Ироде-Великом. Речь шла не о возведении простой оборонительной стены, а о создании гигантской искусственной платформы — Храмового холма, размер которой был увеличен вдвое по сравнению с первоначальным . Это было не просто строительство храма, а работа по изменению ландшафта, создание новой городской реальности, которая должна была стать не только центром религии, но и символом могущества и величия Ирода и его государства. Сооружение четырех сторонней системы подпорных стен, поддерживающих эту платформу, было одной из самых сложных инженерных задач своего времени. Проект выполнялся по инновационной методике, которую можно охарактеризовать как «растущий фундамент», что позволило решить проблему подъема самых тяжелых блоков вверх по мере роста сооружения. Эта технология была ключом к достижению невиданного ранее масштаба и долговечности конструкции.
Инженерный процесс начинался с возведения нижнего ряда, или курса, стены прямо на уровне окружающей долины . Этот первый ряд был очень толстым, около 16 футов (примерно 5 метров), и служил основой для всей последующей конструкции . После того как этот первый ряд был полностью выложен и проверен на соответствие уровню, пространство внутри этой стены заполнялось валунами, щебнем и другими заполнителями . Внутренняя засыпка не просто уплотнялась, она становилась новой рабочей площадкой для следующего этапа строительства. На уплотненную внутреннюю засыпку начинали строить второй ряд блоков, уже на несколько футов выше первого. Этот процесс повторялся курс за курсом: каждый новый ряд кладки поддерживался и одновременно создавал новую платформу для кладки над ним. Таким образом, стена росла вместе с внутренней засыпкой, постепенно поднимаясь ввысь и расширяясь вширь . Эта методология кардинально меняла инженерную задачу. Вместо невозможной задачи поднять самые тяжелые блоки снизу вверх, она превращала ее в управляемый процесс горизонтально-вертикального движения. Каждый новый курс кладки мог быть выполнен с помощью простых машин, таких как рычаги, лебедки и катки, работающих на относительно небольшой высоте. Такой подход позволил создать массивную, устойчивую и долговечную систему, которая смогла поддерживать платформу весом, измеряемым миллионами тонн, в течение двух тысячелетий.
Центральным элементом этого комплекса является западная подпорная стена, которая в наши дни известна как Западная стена (Стена плача). Она является самой длинной из всех четырех стен, протянувшись на 1,591 фут (около 485 метров) . После римского разрушения в 70 году н.э. только нижние, самые тяжелые и устойчивые части этой стены остались на месте, в то время как все вышележащие конструкции, включая сам храм, были полностью уничтожены . Сегодня видимая часть стены имеет длину всего 140 метров, в то время как остальная ее часть, длина которой составляет почти 350 метров, находится под землей или скрыта за зданиями в Мусульманском квартале . Эта часть стены была выложена крупнейшими и самыми массивными блоками, предназначенными для обеспечения максимальной стабильности платформы. Именно здесь находятся так называемые «великие блоки» (Master Course Stones), среди которых один из самых знаменитых — «Мастерский камень» (Master Course Stone).
Этот исполинский блок, расположенный в Раббинском туннеле рядом с Храмовой горой, является одним из крупнейших известных строительных камней в мире. Его размеры впечатляют: длина составляет 44 фута (13.4 метра), высота — 11.5 фута (3.5 метра), а ширина — 15 футов (4.6 метра) . Оценочный вес этого камня колеблется в диапазоне от 570 до 630 тонн . Другие аналогичные блоки в том же ряду имеют массу около 350 тонн . Весь ряд, известный как «Nidbach Raba» («Большая кладка»), состоит из четырех таких исполинских блоков, которые были установлены на высоте около 20-30 футов (6-9 метров) над уровнем земли . Они служили опорой для меньших блоков, расположенных над и под ними, обеспечивая стабильность всей структуры . Другой гигантский блок, известный как «Западный камень» (Western Stone), также расположен в туннелях и имеет длину 45 футов (13.6 метров) и вес около 570 тонн . Его вес сравним с весом 50 легковых автомобилей. Эти блоки были установлены таким образом, чтобы выдерживать колоссальные нагрузки от платформы и собственного веса, а их массивность делала всю стену практически непреодолимой для любого внешнего воздействия. Таким образом, проектирование и строительство Храмового холма было не просто архитектурным, а геотехническим триумфом, который изменил ландшафт и столицу Иудеи навсегда.
| Мастерский камень (Master Course Stone) | Раббинский туннель | 44' x 11.5' x 15' (13.4 x 3.5 x 4.6 м) | 570–630 тонн |
| Великий камень (The Great Stone) | Западная стена | ~44.6' x 9.8' x 10.8' (13.6 x 3 x 3.3 м) | 285–570 тонн |
| Другой большой блок | Западная стена | 39' x 11.5' x 11.5' (11.9 x 3.5 x 3.5 м) | ~350 тонн |
| Камень на юго-западном углу | Юго-западный угол | 39' 4" x 7' 10" x 43" (12 x 2.4 x 1.1 м) | ~80 тонн |
| Другой камень на юго-западном углу | Юго-западный угол | 33' x 7' x 3' (10 x 2.1 x 0.9 м) | ~50 тонн |
Инженерное Превосходство: Технологии Соединения и Устойчивости Структур
Монументальность сооружений Храмового холма определяется не только гигантскими размерами каменных блоков, но и продуманными архитектурными и инженерными решениями, которые обеспечивали их долговечность и устойчивость. Эти решения были сосредоточены в двух ключевых областях: в технологии кладки, которая позволяла создавать сверхплотные стыки без использования цемента, и в конструктивных особенностях, которые повышали общую прочность стен, особенно на углах и в наиболее нагруженных участках. Совокупность этих приемов превратила массив из грубых камней в единый, жизнеспособный инженерный объект, способный противостоять не только времени, но и самым мощным ударам античной артиллерии. Одним из наиболее ярких свидетельств мастерства каменотесов Ирода является стиль кладки, известный как «Herodian Drafted Margin Masonry» . Этот стиль характеризуется наличием на каждом блоке четко очерченного рамочного края («drafted margin») и выпуклого центрального участка («bossage») . Этот дизайн был не просто декоративным, он выполнял важнейшие практические функции. Во-первых, он позволял каменщикам легко ориентироваться при кладке, обеспечивая идеальную совместимость блоков друг с другом. Во-вторых, он создавал сверхплотные стыки между блоками. Источники утверждают, что между камнями такого качества невозможно было просунуть даже кредитную карту, что говорит о невероятной точности изготовления и монтажа . Каждый курс кладки был слегка смещен относительно нижележащего, обычно на 0.5 дюйма, что дополнительно усиливало сцепление и устойчивость всей стены к сдвиговым нагрузкам .
Особое внимание уделялось усилению наиболее слабых мест конструкции — углов. На углах Храмового холма, где стены пересекаются и концентрируются колоссальные нагрузки, использовалась сложная интерlocking-техника, известная как «header-and-stretcher bond» (перемежающийся ряд или «wall coin») . Этот метод заключался в чередовании блоков, укладываемых длинными и короткими концами, так, чтобы они образовывали прочные «зубчатые» соединения, похожие на костяшки домино . Такие соединения значительно повышали устойчивость стен к сейсмическим воздействиям и ударам, поскольку энергия удара рассеивалась по всей структуре, а не концентрировалась в одном месте. Эта технология, а также использование массивных блоков на нижних уровнях, делала стены практически неприступными не только для землетрясений, но и для осадных машин римлян . Наличие таких блоков, как Master Course Stone, который служил опорой для меньших блоков, также вносит вклад в общую стабильность конструкции .
Важным аспектом, который следует учитывать, является различие в стиле кладки между различными периодами и авторитетами. Например, некоторые источники указывают на наличие различных вариаций в обработке «bossage» и стиле «margin drafting», что позволяет археологам датировать различные участки стен и отличать работы Ирода от последующих ремонтов, выполненных, например, султаном Сулейманом Великолепным в XVI веке . Их ремонтные работы часто выполнялись с использованием более мелких блоков, что создает заметный контраст с оригинальной кладкой Ирода . Это различие в материалах и техниках кладки является важным инструментом для археологического анализа, позволяя реконструировать историю сооружения через его собственные камни. Кроме того, в некоторых блоках можно найти следы последующей модификации. Например, в период правления императора Адриана (около 135 года н.э.) в подвале западной стены были пробиты прямоугольные отверстия, в которые устанавливались деревянные или каменные бруски для удержания толстого слоя штукатурки, необходимой для создания водонепроницаемых подземных резервуаров . Эти изменения показывают, как люди в разные эпохи адаптировали и переиспользовали существующие инженерные сооружения для своих нужд.
Таким образом, инженерное превосходство комплекса Второго Храма было основано на синергии нескольких факторов: идеально подобранный материал, инновационная технология кладки, обеспечивающая сверхплотные стыки, и продуманные конструктивные решения, повышающие устойчивость к различным видам нагрузок. Каждый камень был не просто строительным элементом, а частью сложной, взаимосвязанной системы, спроектированной для вечной стабильности. Это сочетание научного подхода к материалу, архитектурной эстетики и инженерной мысли создало объект, который не только служил своим первоначальным целям, но и стал монументом человеческого гения, способным противостоять времени и войне.
Столкновение могущества: римская осада и парадокс восхищения Тита
Наиболее ярким и документированно зафиксированным моментом в истории комплекса Второго Храма стало его столкновение с римской армией во главе с Титом во время Первого иудейско-римского войны в 70 году н.э. . Этот эпизод не только завершил историю храма и города, но и наглядно продемонстрировал предел возможностей античной инженерии и, что более важно, привел к парадоксальному результату, который определил судьбу сохранившихся частей стены на века вперед. Римское вторжение стало решающим событием, которое привело к полному уничтожению большей части Иерусалима, включая храм, и кардинально изменило политическую и религиозную карту региона . Перед лицом римского нашествия Иерусалим располагал обширной сетью оборонительных сооружений. Город был окружен тремя оборонительными стенами . Внешней защитой был третий, недавно построенный Иродом Агриппой и завершенный повстанцами, но он был слабым и легко прорывался . Главными укреплениями были две другие стены, окружающие город, а также мощные замки, такие как Антонийская крепость на севере, у северо-западного угла Храмового холма, и дворец Ирода с тремя башнями (Фасаэль, Гиппикус, Мариамна) на западе . Город также полагался на естественные барьеры, такие как глубокие долины Кедрона и Геенному, которые делали его уязвимым для осады из-за зависимости от импорта продовольствия .
Римляне, под командованием Тита, столкнулись с непреодолимым препятствием: стены, поддерживающие Храмовый холм, находились на значительной высоте над уровнем дороги, что делало невозможным использование стандартных осадных машин . Их решение было двояким и требовало колоссальных усилий. С одной стороны, они начали строительство огромных земляных насыпей (banks) вокруг стен, чтобы поднять свои машины на нужный уровень . Этот процесс был длительным и трудоемким; для получения необходимого количества дерева для обшивки насыпи и строительства машин римляне вырубили все деревья в радиусе девяноста фурлонгов (около 16 км), оставив окрестности совершенно голыми . С другой стороны, они предприняли попытку подкопать и обрушить Антонийскую крепость, чтобы получить прямой доступ к Храмовому холму . Несмотря на использование тяжелой артиллерии, способной метать камни весом в один талант (около 75 фунтов или 34 кг) на расстояние до двух стадий (около 370 метров), и даже ранних форм "скрытных технологий" (камни покрывались черной краской, чтобы их было труднее заметить), они столкнулись с непревзойденной прочностью сооружений . Осада продолжалась несколько месяцев, в течение которых римляне постоянно работали над своими насыпями, а повстанцы пытались их подрывать с помощью туннелей и огня .
Ключевой инсайт в этом эпизоде заключается в реакции самого Тита на величие и прочность разрушенных сооружений. После штурма и захвата верхнего города, когда он увидел невероятные по своей мощи стены и башни, он испытал чувство благоговения, а не презрения победителя . Источники многократно подчеркивают его слова о том, что стены были настолько великолепны, что никакие человеческие силы или машины не смогли бы их взять. Он пришел к выводу, что их падение возможно лишь благодаря «божественному вмешательству» . Эта реакция была настолько сильной, что привела к парадоксальному решению. Вместо полного уничтожения города, Тит приказал сохранить три самых мощных и высоких башни (вероятно, те, что остались от дворца Ирода) и одну часть западной стены в качестве «монументов победы» . Эти сохранившиеся стены и башни должны были служить вечным напоминанием о силе, с которой он столкнулся, и о том, что их взятие было подвигом, совершившимся с помощью божественной помощи . Таким образом, сооружение, задуманное как знак вечной мощи и величия Ирода и Храма, стало навсегда связано с его разрушением. Ирония истории заключается в том, что именно эти остатки, предназначенные для демонстрации римской власти, стали священным местом для еврейского народа, символизируя его связь с утраченным прошлым и переживая геноцид и диаспору. Римская осада не только показала предел возможностей античной инженерии, но и превратила эти возможности в символ вечного траура и надежды.
| Начало осады | Март 70 г. н.э. | Тит, сын Веспасиана, становится командующим римскими легионами (V, XII, X). | Осада Иерусалима начинается. |
| Прорыв Третьей стены | 25 мая 70 г. н.э. (Iyyar 7) | Римляне прорывают внешнюю Третью стену после 15 дней осады. | Повстанцы отступают к Второй стене. |
| Прорыв Второй стены | 30 мая 70 г. н.э. | Римляне прорывают Вторую стену, но встречают сильное сопротивление в городе. | Город разделен на два фронта боевых действий. |
| Подготовка к штурму Храма | Август 70 г. н.э. | Римляне строят новые земляные насыпи для штурма Верхнего города и Антониевой крепости. | Боевые действия переносятся на Храмовый холм. |
| Падение Антониевой крепости | 1-й день месяца Панемус (Тамуз) | Римляне подрывают крепость, и ее стены обрушиваются. | Римляне получают контроль над Храмовым холмом. |
| Падение Верхнего города | 25 сентября 70 г. н.э. (Elul 7) | Римляне завершают насыпи и штурмуют Верхний город. | Последний оплот повстанцев падает. |
| Разрушение Храма | 29 августа 70 г. н.э. (Av 10) | Огонь, брошенный римским солдатом, распространяется по храму. | Второй Храм полностью сгорает. |
| Разрушение города | 26 сентября 70 г. н.э. | Тит приказывает полностью разрушить Иерусалим. | Город полностью снесен до основания. |
| Сохранение стен | После разрушения города | Тит сохраняет три башни и часть западной стены. | Эти стены становятся тем, что известно сегодня как Западная стена. |
От разрушения к святости: наследие и символическое значение сохраненных остатков
История комплекса Второго Храма не заканчивается его разрушением в 70 году н.э., а скорее достигает своего апогея в этом событии. То, что должно было стать монументом римской победы, превратилось в навсегда сохраненный остаток, который стал живым мостом через два тысячелетия и символом невероятного духовного выживания. Сохраненные части западной стены, которые Тит оставил в качестве «триумфальных монументов», оказались не просто обломками разрушенного мира, а хранилищем его духа и надежды . Их судьба — это история о том, как объект, созданный для демонстрации земного могущества, был перепрофилирован в центр духовной жизни целого народа. После ухода римлян, которые оставили на месте Х Хилядион (Legio X Fretensis), Иерусалим был превращен в пустыню, а сама территория Храмового холма оставалась запретной зоной в течение многих веков . Однако непосредственно у подножия сохранившейся стены начал формироваться новый центр духовности. Из-за ограничений на вход на Храмовый холм, иудеи начали собираться у самых оснований этой мощной стены, чтобы помолиться и оплакивать погибший храм . Со временем эта практика превратилась в религиозную традицию, и место стало известно как "Стена плача" (Ха-Котель) . Таким образом, гигантские камни, которые были построены Иродом для поддержки храма, сами стали для иудеев новым храмом, единственным местом, где они могли приблизиться к тому, что некогда было святыней.
Этот переход от места разрушения к священному пространству был медленным, но неуклонным. Через несколько веков, во времена Халифата Омейядов, стена и прилегающая к ней территория были официально объявлена местом для молитв, хотя доступ для женщин и детей был ограничен . В средние века, после завоеваний крестоносцами и султаном Саладином, доступ иудеев к месту был прекращен или сильно затруднен, но традиция молиться у стен не исчезла . С появлением в регионе Османской империи положение улучшилось. В XVI веке султан Сулейман Великолепный, стремясь укрепить свою власть и популяризировать свое имя, заказал реконструкцию стен старого Иерусалима, однако это не затронуло подлинные стены Храмового холма, которые остались нетронутыми . Только в XX веке, после освобождения Восточного Иерусалима Иерусалимом в 1967 году, была создана современная открытая площадка для молитв перед Западной стеной, которая и существует сегодня . Таким образом, 2000-летняя история этой стены — это история постоянной борьбы за доступ, за право молиться у священного места, которое само по себе является монументом величия и трагедии.
В настоящее время Западная стена, или ее наиболее известная часть, является не только священным местом, но и одним из самых значимых туристических и археологических объектов в мире. Ее изучение продолжается, и новые открытия помогают лучше понять инженерный гений ее создателей. Открытие туннелей вдоль западной стены, таких как Раббинский туннель, позволило увидеть огромные объемы сохранившихся подпорных стен, которые впервые были исследованы в XIX веке британскими археологами Чарльзом Вильсоном и Чарльзом Уорреном . Эти исследования выявили множество деталей, недоступных при наблюдении за стеной с улицы: от гигантских блоков до следов последующих модификаций, таких как римские и византийские водопроводные системы . Однако археологические раскопки и изучение стены несут в себе и современные политические риски. Например, в 1996 году решение правительства Израиля открыть выход из туннеля у Via Dolorosa привело к серьезным столкновениям с мусульскими активистами, которые опасались, что это является частью плана по аннексии территорий Храмового холма . Это показывает, как каждая деталь, раскрываемая этими древними камнями, может иметь далеко идущие политические и религиозные последствия в современном мире.
В заключение, история комплекса Второго Храма и его западной стены — это история о мощи и уязвимости, о величии и трагедии, о разрушении и возрождении. Ирод построил этот колосс как знак вечной славы своего царства и Бога. Римляне, не сумев преодолеть его силой, оставили его как монумент своей победы, который должен был говорить о том, что ничто земное не вечно. Но история оказалась мудрее. Сохраненные камни, вместо того чтобы говорить о победе, стали вечным свидетельством выживания. Они превратились в молчаливый храм, в сердце иудейской души, в место, где тысячи людей приходят, чтобы помолиться и оплакать прошлое, но и возложить надежду на будущее. Эти камни, самый тяжелый и самый монументальный в своем роде, рассказывают историю, которая продолжается уже две тысячи лет, и, вероятно, будет продолжаться еще долго.
Марк Гольдберг
Автор статьи
Марк Гольдберг — консультант по вопросам репатриации. Освещает темы финансового планирования, налоговых льгот и программ поддержки для новых граждан Израиля.


