
Соглашения Авраама
Авраамовы соглашения представляют собой не просто набор дипломатических договоренностей, а целенаправленный и глубоко продуманный геополитический проект, который кардинально изменил карту политических альянсов на Ближнем Востоке . Эти соглашения, подписанные в период с сентября 2020 года по январь 2021 года, стали продуктом администрации президента США Дональда Трампа и воплотили в себе качественный сдвиг в американской политике, основанной на десятилетиями устоявшейся практике "земля в обмен на мир", которая являлась ядром резолюции ООН 242 . Вместо того чтобы требовать от Израиля каких-либо территориальных уступок в рамках двухгосударственного решения для Палестины, администрация Трампа предложила совершенно иную модель регионального сотрудничества, основанную на общих угрозах, экономических взаимовыгодных связях и технологическом партнерстве . Этот новый подход позволил объединить Израиль с рядом арабских государств, которые ранее придерживались политики неприсоединения или даже активного противостояния, создав так называемую "Окружность мира" — блок, ориентированный на противодействие другим региональным державам, в первую очередь Ирану .
Ключевым движущим фактором, способствовавшим формированию Авраамовых соглашений, стала общая стратегическая тревога по поводу доминирующей роли Ирана в регионе в 2020 году . Иран воспринимался как главная угроза безопасности для эмиратов, бахрейнцев и, в меньшей степени, для Марокко и Судана . Эта угроза проявлялась в поддержке Ираном прокси-группировок в Ираке, Ливане, Сирии, Газе и Йемене, что создавало постоянный фон напряженности и нестабильности . Для правящих режимов в ОАЭ и Бахрейне, чья безопасность традиционно зависела от американского военного присутствия, возникла необходимость найти дополнительные механизмы обеспечения безопасности. Израиль, обладавший передовым военным оборудованием, развитой разведкой и опытом в противодействии террористическим группировкам, стал естественным стратегическим партнером . Таким образом, соглашения стали практическим инструментом для создания наднационального альянса против общего врага, что позволяло не только укрепить оборонные возможности самих партнеров, но и повысить свою значимость в глазах Вашингтона . Соединенные Штаты выступили в роли безальтернативного посредника и гаранта, используя свое экономическое и военное влияние для достижения соглашений . Главными фигурами, которые тесно работали над этим проектом, были советники администрации Трампа Джаред Кушнер и Ави Берковиц, а также госсекретарь Майк Помпео .
Фундаментальным элементом, отличающим Авраамовы соглашения от предыдущих мирных процессов, стало целенаправленное исключение палестинского вопроса из самого процесса нормализации . Хотя все документы декларируют поддержку двухгосударственного решения и справедливого мира, само условие нормализации было изменено: теперь оно больше не требовало прекращения оккупации или вывода израильских поселений с территории Западного берега . Это стало возможным благодаря тому, что Израиль согласился временно заморозить свои планы по аннексии частей Западного берега, в частности, долины Иордана, до подписания соглашений . Однако эта часть обязательств быстро оказалась нарушена, когда Израиль продолжил экспансию на оккупированных территориях и начал аннексию районов уже после подписания соглашений . Этот шаг имел далеко идущие последствия. Во-первых, он легитимизировал политику Израиля по сохранению контроля над оккупированными территориями, поскольку другие арабские страны, такие как Уэйлыты и бахрейнцы, продолжили диалог с ним, не имея никаких рычагов давления для изменения этой политики . Во-вторых, это привело к тому, что соглашения были восприняты многими в арабском и мусульманском мире как отказ от палестинской каузы, что серьезно подорвало их моральную и политическую легитимность . Палестинские лидеры, включая представителей ФАТХ, прямо указывали, что соглашения способствовали эскалации, которая привела к атакам ХАМАС 7 октября 2023 года . Таким образом, Авраамовы соглашения спроектировали мир, который был бы возможен только при условии полной изоляции и подавления палестинского народа, что делало его крайне хрупким и зависимым от внешних факторов, таких как политический курс администрации Трампа и готовность Израиля соблюдать формальные условия.
Процесс формирования соглашений был тщательно организован и происходил на высочайшем уровне. Первым шагом стал знаковый телефонный разговор между президентом Трампом, премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху и султаном Объединенных Арабских Эмиратов Мохаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, который состоялся 13 августа 2020 года . В этот же день было выпущено совместное заявление, которое заложило основу для дальнейших переговоров . Решение было принято с целью установления отношений с одним из самых богатых и влиятельных арабских государств, что могло бы стать прецедентом для других стран . Успешный опыт с ОАЭ побудил администрацию Трампа действовать с еще большей скоростью. Еще один телефонный разговор, на этот раз с участием короля Бахрейна Хамада бен Иссы Аль Халифа, состоялся 11 сентября 2020 года, и всего через четыре дня, 15 сентября, в Белом доме состоялась церемония подписания трехстороннего соглашения между Израилем, ОАЭ и Бахрейном . Этот стремительный темп, когда три соглашения были заключены менее чем за два месяца, был беспрецедентным в истории региональной дипломатии . После этого, в декабре 2020 года, к процессу присоединились Марокко и Судан . Марокко согласилось на нормализацию в обмен на признание США суверенитета над Западной Сахарой, а Судан — за экономическую помощь и снятие с черного списка государств, поддерживающих терроризм . Этот метод, известный как "топ-даун" дипломатия, где решения принимаются на уровне руководителей государств без широкого общественного обсуждения, стал характерной чертой соглашений . Он позволил быстро достичь результатов, но одновременно создал внутренние политические риски для правительств, которые должны были столкнуться с массовой общественной реакцией и протестами . Важно отметить, что хотя все соглашения объединены общей идеологической рамкой, они были адаптированы под уникальные потребности и мотивацию каждой отдельной страны, что делает их различными по своей сути, юридическому статусу и степени реализации . Таким образом, Авраамовы соглашения стали не просто набором документов, а сложным политическим механизмом, который изменил баланс сил в регионе, но в то же время оставил многие фундаментальные проблемы нерешенными, создавая основу для будущих кризисов.
Различные модели нормализации: Анализ соглашений с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом
Хотя Авраамовы соглашения объединены общей идеологической рамкой и общим посредником в лице США, каждый из четырех ключевых договоров представляет собой уникальную модель нормализации, обусловленную уникальными историческими, политическими и экономическими мотивами каждой страны-участницы. Анализ этих соглашений выявляет фундаментальные различия в их юридическом статусе, степени обязательности и внутренней поддержке, что в конечном счете определяет успех или провал их реализации.
Объединенные Арабские Эмираты и Израиль: Юридически прочная база и стратегическая глубина
Соглашение между Объединенными Арабскими Эмиратами и Израилем является наиболее формализованным и юридически прочным актом в рамках всей инициативы . Подписанное 15 сентября 2020 года в Белом доме, оно зарегистрировано в ООН и содержит обязательные формулировки ("shall"), что подчеркивает его статус международно-правового договора . Трехсторонний текст (включая США) гарантирует его исполнение в соответствии с Уставом ООН и международным правом . Суть соглашения заключается в установлении "мирных, дипломатических и полной нормализации" отношений, включая обмен постоянными послами . Это соглашение стало основой для широкого спектра сотрудничества, охватывающего более двадцати областей, от финансов и торговли до космических исследований и защиты окружающей среды . Мотивация ОАЭ была комплексной: с одной стороны, это было стратегическое партнерство для противодействия Ирану, а с другой — возможность для экономической диверсификации, выхода на израильские рынки технологий и финансовых услуг . Процесс нормализации был реализован практически немедленно. Первая коммерческая авиационная линия El Al начала летать между Тель-Авивом и Абу-Даби 31 августа 2020 года, а затем, в июне 2022 года, Emirates и flyDubai запустили свои рейсы . В октябре 2020 года был объявлен о взаимном освобождении от виз, что стало историческим шагом . Постепенно открылись полноценные посольства в Тель-Авиве и Абу-Даби . Однако реализация соглашения не была плавной. После войны в Газе в октябре 2023 года, когда ОАЭ заблокировал участие израильских оборонных компаний в Dubai Airshow, возникли опасения относительно стабильности альянса . Тем не менее, ОАЭ остается самым важным и стабильным партнером Израиля в рамках соглашений, демонстрируя наибольшую приверженность их принципам.
Бахрейн и Израиль: Пример "топ-даун" дипломатии и ее последствия
Нормализация отношений с Бахрейном, также состоявшаяся 15 сентября 2020 года, была следствием решения элиты, а не широко распространенного общественного согласия . Основными мотивами Бахрейна стали укрепление связей с США и получение доступа к передовым технологиям шпионажа, таким как программное обеспечение Pegasus spyware, для усиления внутренней безопасности и контроля над оппозицией . Кроме того, бахрейнский режим видел в нормализации способ избежать международной изоляции и получить поддержку из Вашингтона, особенно в свете критики в адрес его прав человека . В отличие от уэмирского соглашения, документы с Бахрейном часто используют мягкие формулировки, такие как "seek to" (стремиться к) и "agree to" (согласиться), что снижает их юридическую обязательность по сравнению с соглашением ОАЭ . Например, в заявлении о нормализации говорится о том, что страны "согласятся" на обмен послами и "будут стремиться" к заключению двусторонних соглашений, а не обязуются делать это . Этот подход отражает более осторожный подход правительства Бахрейна, которое должно было управлять внутренними политическими рисками. Реакция общества была резко негативной. После объявления о нормализации начались массовые протесты, а во время визита министра иностранных дел Израиля Яира Лапида в 2021 году силовики применили жесткую силу для подавления демонстрантов . Несмотря на это, отношения развивались. Израиль открыл посольство в Манаме в сентябре 2023 года, что стало важным символическим шагом . Торговля, хотя и начиналась с нуля, показала огромный рост: экспорт из Израиля в Бахрейн увеличился с $0 в 2018 году до $5.65 млн в 2023, а экспорт из Бахрейна в Израиль достиг $16.5 млн в 2023 году . Однако после октябрьских событий 2023 года Бахрейн занял более дистанцированную позицию, оставаясь в стороне от некоторых международных инициатив, направленных против Израиля, что указывает на выборочную политическую приверженность .
Марокко и Израиль: Сделка за признание Западной Сахары
Соглашение между Марокко и Израилем, подписанное в декабре 2020 года, является уникальным примером использования одного геополитического вопроса в качестве "монеты" для достижения другого . Марокко согласилось на полную дипломатическую нормализацию в обмен на признание США суверенитета Марокко над всеми территориями Западной Сахары и поддержку его автономистской программы как единственного реалистичного пути к решению спора . Этот шаг был выгоден Марокко, которое нуждалось в поддержке США для своего многолетнего конфликта с Алжиром и движением Полисарио, и Израилю, который получил еще одного арабского партнера . Мотивацией Марокко также было общее желание противостоять влиянию Ирана в регионе . Однако сделка имела и обратную сторону. Она вызвала острейшую реакцию со стороны Алжира, который считает Западную Сахару частью своего суверенитета. В ответ на нормализацию Марокко с Израилем, Алжир в августе 2021 года разорвал все дипломатические отношения с Марокко . Между двумя странами развернулась информационная война, включавшая обвинения в использовании Израилем Израиля для проведения операций на территории Алжира . Несмотря на это, нормализация вступила в силу. Были открыты бюро связи в Тель-Авиве и Рабате, запущены прямые рейсы, и начались высокопоставленные визиты . Билатеральная торговля значительно выросла, достигнув $116 миллионов в 2023 году, что сделало ее самой быстрорастущей среди всех партнеров Авраамовых соглашений . Марокко также подписало соглашения о сотрудничестве в сфере кибербезопасности и аэрокосмической отрасли с Израилем . Однако, несмотря на формальные успехи, общественное мнение в Марокко остается разделенным, а долгосрочная стабильность соглашения зависит от исхода конфликта в Западной Сахаре и сохранения поддержки США.
Судан и Израиль: Экономическая выгода и политическая неопределенность
Для Судана, находящегося под тяжелыми американскими и международными санкциями, главным стимулом для нормализации с Израилем стала возможность быть снят с черного списка государств, поддерживающих терроризм (Sponsor State of Terrorism) . Это освобождало доступ к международным финансовым рынкам, получению помощи и кредитов, включая $1 миллиард мостовую ссуду от США, предназначенную для погашения задолженности перед Всемирным банком . В обмен Судан должен был выплатить $335 миллионов компенсации семьям жертв терактов в 1998 году в Кении и Танзании и в 2000 году в йеменском порту Аден . Соглашение было объявлено 23 октября 2020 года и формально подписано в январе 2021 года . Однако процесс нормализации был серьезно затруднен и почти парализован после военного переворота в Судане в октябре 2021 года и последующей гражданской войны, которая началась в апреле 2023 года . Эта внутренняя нестабильность сделала долгосрочную реализацию соглашения крайне маловероятной. Суданское соглашение характеризуется как не имеющее обязательной силы и не прошедшее полную ратификацию . Нормализация была достигнута на уровне военных лидеров, таких как генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, а не через легитимный гражданский парламент, что создает серьезные политические риски . Даже если бы удалось достичь мира, существует сильное доминирование в обществе и среди политических сил, которые категорически против нормализации с Израилем . Таким образом, суданское соглашение остается скорее декларативным, чем реализованным, и его будущее полностью зависит от исхода гражданской войны в стране.
| Дата подписания | 15 сентября 2020 | 15 сентября 2020 | 22 декабря 2020 | 6 января 2021 |
| Юридический статус | Юридически обязывающий, зарегистрирован в ООН | Менее обязывающий, использование мягких формулировок | Менее обязывающий, использование мягких формулировок | Не обязывающий, не прошел полную ратификацию |
| Ключевой мотив | Стратегическое партнерство против Ирана, экономическая диверсификация | Укрепление связей с США, технологический шпионаж | Признание США суверенитета над ЗСА | Экономическая помощь, снятие с черного списка террористов |
| Открытие посольств | Да, полноценные | Да, полноценные | Да, полноценные | Нет, бюро связи |
| Статус реализации | Высокий, торговые и туристические связи активно развиваются | Высокий, торговые связи растут | Высокий, торговля и технологическое сотрудничество активны | Очень низкий, парализован из-за гражданской войны |
Экономические и технологические связи: Измеримые результаты сотрудничества
Несмотря на сложности и различные модели реализации, Авраамовы соглашения принесли заметные и измеримые результаты в сферах экономики и технологического сотрудничества. Эти области стали наиболее успешным направлением, продемонстрировав потенциал для взаимовыгодного партнерства между Израилем и арабскими странами-участницами. Анализ данных показывает значительный рост торговли, активное привлечение инвестиций, а также углубление сотрудничества в высокотехнологичных секторах, таких как энергетика, финансы, водоснабжение и искусственный интеллект.
Наиболее ярким показателем экономической интеграции стало стремительное увеличение объемов двусторонней торговли. Если в 2019 году торговля между Израилем и ОАЭ составляла лишь $593 миллиона, то уже в 2022 году она выросла до $3.99 миллиарда, что представляет собой увеличение почти в семь раз за два года . Более того, в 2023 году общая торговая выручка среди всех стран-участниц Авраамовых соглашений превысила отметку в $4 миллиарда, что на 16% больше, чем в 2022 году . Особо выделяется торговое партнерство с Марокко, где в 2023 году наблюдалось удвоение товарооборота по сравнению с предыдущим годом, достигнув $116 миллионов, что стало самым быстрым ростом среди всех пар . В случае с Бахрейном, хотя и начальный показатель был нулевым, к 2023 году экспорт из Бахрейна в Израиль достиг $16.5 миллионов, а к июню 2024 года общая торговля достигла $16.8 миллионов, показывая экспоненциальный рост . Этот рост был подкреплен подписанием крупных экономических соглашений. Ключевым из них стал Комплексный экономический пакт (CEPA) между ОАЭ и Израилем, который вступил в силу 1 апреля 2023 года . Этот пакт предусматривает отмену таможенных пошлин на 96% линий товаров и на 99% их стоимости, с целью увеличить двустороннюю торговлю до $10 миллиардов в течение пяти лет . Также был подписан первый в истории свободный торговый договор между Израилем и арабским государством . Кроме того, был создан $10-миллиардный совместный инвестиционный фонд, нацеленный на стратегические секторы, такие как энергетика, производство, вода, космос и медицина, хотя его работа была заморожена в 2021 году из-за политической нестабильности в Израиле .
Глубокое технологическое и научное сотрудничество стало еще одним столпом экономического развития. Израиль, известный своими инновациями в сфере hi-tech, стал ценным партнером для арабских стран, стремящихся к диверсификации своих экономик . Одним из самых значимых проектов стало приобретение Emirati Mubadala Petroleum доли в 22% в израильском газовом месторождении Tamar на сумму $1 миллиард в декабре 2021 года . Этот шаг не только обеспечил ОАЭ доступ к европейским газовым рынкам, но и закрепил долгосрочные энергетические связи между двумя странами . В сфере водоснабжения и сельского хозяйства Израиль предоставил своим партнерам передовые технологии. Например, компания Netafim открыла свой первый завод в Марокко в марте 2023 года, специализирующийся на капельном орошении и системах подачи питательных веществ, что должно помочь морокканским фермерам эффективнее использовать водные ресурсы . В Марокко также был подписан многомиллионный контракт на строительство морских рыболовных хозяйств с использованием низкоэнергетической израильской технологии . В области искусственного интеллекта и науки о данных произошли значительные сближения. В июле 2020 года университет искусственного интеллекта имени Мохаммеда бен Заида (MBZUAI) в Абу-Даби подписал меморандум о взаимопонимании с Институтом Вейцмана в Израиле для совместных исследований в области ИИ . В ноябре 2021 года компании Rafael Advanced Defence Systems и Group 42 объявили о создании R&D-центра в Израиле для коммерциализации технологий ИИ в банковском деле, здравоохранении и общественной безопасности . Эти инициативы демонстрируют переход от простого обмена товарами к созданию совместных инновационных экосистем.
Туризм и авиасообщение, как инструмент "мягкой силы" и людей-к-людям контактов, также претерпели революцию. Создание прямых авиарейсов кардинально изменило ландшафт путешествий. В августе 2020 года El Al осуществил первый коммерческий полет из Тель-Авива в Абу-Даби, а затем Emirates и flyDubai запустили свои регулярные рейсы . Это не только сократило время и стоимость перелетов, но и символически положило конец эпохе воздушного эмбарго . В результате турпоток из Израиля в ОАЭ вырос с 0 в 2019 году до 268 000 человек в 2022 году, что принесло около $325 миллионов дохода для экономики ОАЭ. Израиль стал одним из крупнейших источников туристов для Дубая и Абу-Даби . Аналогичный рост наблюдался и в туризме между Израилем и Марокко. До нормализации ежегодно в Марокко приезжало около 50 000 израильских туристов, но после соглашений власти Марокко поставили цель довести этот показатель до 200 000 в год, что является четырехкратным увеличением . В Бахрейн турпоток также начал расти, хотя и в меньших масштабах . Для укрепления этого направления правительства обеих стран активно продвигают совместные туристические маршруты и организуют культурные мероприятия . Помимо туризма, были запущены множество других инициатив по людям-к-людям контактам. В 2021 году Israel Expo в Дубае стала площадкой для демонстрации израильских инноваций в сферах здравоохранения, ИИ, кибербезопасности и космоса . Были созданы форумы для женщин в бизнесе, образовательные программы для студентов и спортсменов, а также культурные события, такие как совместный фильм, организованный Abu Dhabi Film Commission и Israeli Film Fund . Все это способствует формированию более позитивного образа Израиля в региональном обществе и созданию основы для долгосрочных отношений.
| Торговля | - Торговля УЭА-Израиль выросла с $593 млн (2019) до $3.99 млрд (2022). - Общая торговля среди партнеров превысила $4 млрд в 2023. - Торговля Марокко-Израиль удвоилась в 2023 ($116 млн). - Торговля Бахрейн-Израиль достигла $16.5 млн в 2023. |
| Инвестиции | - Подписан CEPA (Comprehensive Economic Partnership Agreement) между УЭА и Израилем с целью увеличения торговли до $10 млрд. - Подписан FTA (Free Trade Agreement) между УЭА и Израилем. - Подписан меморандум о покупке доли Mubadala в газовом месторождении Tamar ($1 млрд). |
| Энергетика | - Mubadala (УЭА) приобрела 22% доли в газовом месторождении Tamar (Израиль) за $1 млрд. - Проект Med-Red Land Bridge по транспортировке эмиратской нефти через Израиль. - Проект Prosperity Green по строительству солнечных электростанций в Иордании для поставки энергии в Израиль. |
| Технологии и наука | - MBZUAI (УЭА) и Weizmann Institute (Израиль) сотрудничают в области ИИ. - Rafael (Израиль) и G42 (УЭА) создают R&D-центр для ИИ. - IAI (Израиль) и UIR (Марокко) создают центр в аэрокосмической отрасли. - Netafim (Израиль) открыл завод в Марокко по капельному орошению. |
| Туризм и авиасообщение | - Запущены прямые рейсы Emirates, flyDubai и El Al. - Турпоток из Израиля в УЭА вырос до 268 000 чел. в 2022 году. - Цель Марокко: 200 000 израильских туристов в год. - Была создана совместная pavilion на Expo 2020 в Дубае. |
| Здравоохранение | - Sheba Medical Center (Израиль) и APEX (УЭА) создали совместную клинику в Дубае. - Sheba Medical Center и Salmaniya Medical Complex (Бахрейн) запустили совместные программы обучения и исследований. - Министерства здравоохранения УЭА и Израиля признали сертификаты COVID-19 друг друга. |
Безопасность и обороноспособность: Интеграция Израиля в региональные системы безопасности
Одним из наиболее значимых и долгосрочных последствий Авраамовых соглашений стало глубокое углубление сотрудничества в сфере безопасности и обороноспособности. Если экономическое партнерство было одним из ключевых стимулов для стран-участниц, то именно вопросы безопасности стали мощнейшим катализатором, объединившим Израиль с арабскими монархиями в единую стратегическую ось против общего противника — Ирана . Этот аспект соглашений оказался наиболее стабильным и труднопреодолимым, поскольку он напрямую затрагивал жизненные интересы всех сторон. Интеграция Израиля в региональные системы безопасности привела к созданию новых каналов разведывательного обмена, совместных военных учений, развития оборонных технологий и координации в рамках многочисленных международных операций.
Основой для этого сотрудничества стало общее восприятие Ирана как главной угрозы для региональной стабильности . В 2020 году Иран контролировал значительные территории в Сирии, поддерживал ХАМАС и Исламский джихад в Газе, а также осуществлял подрывную деятельность через свои прокси-группировки в Ираке, Йемене и Ливане . Для эмиратов и бахрейнцев, чья территория находится в непосредственной близости от Ирана, эта угроза была не теоретической, а вполне реальной . Израиль, в свою очередь, рассматривал Иран как существенную угрозу своему существованию, особенно в свете его ядерной программы и деятельности его Корпуса стражей исламской революции (КСИР) . Это совпадение интересов создало прочную основу для стратегического партнерства. Одним из первых и наиболее важных шагов стало интегрирование Израиля в систему командования и управления US Central Command (CENTCOM) . Это позволило значительно улучшить координацию между израильскими, американскими и арабскими военными силами, особенно в контексте противодействия иранским ракетным и дроновым угрозам . Совместные военные учения, которые ранее были невозможны, стали регулярной практикой. Например, в ноябре 2021 года впервые была проведена публично заявленная совместная морская военная演习 между Израилем, Бахрейном и ОАЭ в Красном море с целью противодействия иранской агрессии . Израиль также проводил совместные воздушные учения с эмиратской ВВС в Израиле, что было историческим событием . Более 150 встреч высокопоставленных военных и разведывательных чиновников прошли между Израилем и его партнерами по Авраамовым соглашениям, что свидетельствует о высоком уровне доверия и координации .
Сотрудничество вышло далеко за рамки простого обмена разведданными и совместных учений. Были подписаны конкретные соглашения о военно-техническом сотрудничестве. В августе 2021 года Израиль и Марокко подписали первое в истории соглашение о сотрудничестве в области обороны, разведки и кибербезопасности, что стало историческим моментом . В мае 2022 года Израиль и Бахрейн подписали меморандум о взаимопонимании (MOU) о сотрудничестве в сфере обороны . Это сотрудничество нашло свое выражение в совместной разработке передовых военных технологий. Ярким примером является партнерство между UAE-based EDGE Group и Israel Aerospace Industries (IAI) по созданию комплексной системы противодействия беспилотникам (C-UAS) . В ноябре 2021 года они подписали второй MOU о совместной разработке беспилотных надводных судов (USV) . Такие проекты демонстрируют переход от простого покупки оборудования к совместному созданию технологий, отвечающих специфическим требованиям региональных армий. Израиль также оказал прямую военную помощь своим партнерам. После ракетных и дроновых ударов иранских прокси-групп из Йемена по объектам в Объединенных Арабских Эмиратах, Израиль предложил эмиратам помощь в области ПВО и согласился поставить Бахрейну системы противодронов . В 2021 году Бахрейн и Уэйлыты купили более $853 миллионов вооружений у Израиля . Это не только увеличило оборонные возможности арабских стран, но и создало мощный экономический стимул для израильской оборонной промышленности, предоставив ей доступ к рынкам стран, ранее недоступным.
Сотрудничество также распространилось на смежные области, такие как кибербезопасность и космос. Израиль предоставил Марокко передовые технологии в области кибербезопасности, включая разработку, исследование и обучение в области кибервойн . Это было важно для Марокко, который также имеет давние секретные связи с израильской разведкой . В области космоса сотрудничество также стало предметом соглашений. В декабре 2023 года Марокко подписало соглашение с IAI о поставке спутника наблюдения для замены старого спутника "Мухаммад VI-А" . Это позволит Марокко улучшить наблюдение за своими границами, прибрежными водами и управлять последствиями стихийных бедствий . В ОАЭ и Израиле также обсуждались совместные проекты в области исследования космоса, включая разработку спутниковых технологий и образовательные программы . Эти инициативы подчеркивают, что сотрудничество в сфере безопасности является многогранным и охватывает все уровни — от тактического противодействия угрозам до долгосрочных стратегических инициатив в высоких технологиях. Важно отметить, что это сотрудничество не было ограничено только тремя арабскими странами. Саудовская Аравия, хотя и не является участником соглашений, также демонстрировала растущую близость к Израилю, особенно в сфере безопасности, через косвенную дипломатию через Уэйлытов и Бахрейн . Более того, Саудовская Аравия разрешила израильским самолетам совершать посадку на своей территории и допустила израильских туристов на хадж в Мекку, что является знаком значительного прогресса . Таким образом, Авраамовы соглашения не просто создали новые отношения между Израилем и несколькими арабскими странами; они заложили основу для формирования более широкой региональной системы безопасности, в которой Израиль играет центральную роль.
Последствия для региональной архитектуры и новые горизонты расширения
Авраамовы соглашения оказали глубокое и многогранное влияние на баланс сил и региональную архитектуру на Ближнем Востоке, создав новые альянсы, углубив существующие расколы и инициировав стратегические ответные действия со стороны других ключевых игроков. В то же время, проект "Окружности мира" не стоял на месте, и уже вскоре появились первые признаки попыток его расширения за пределы первоначального круга участников, открывая новые горизонты для геополитических игр.
Одним из наиболее очевидных последствий стало углубление раскола внутри арабского мира. Соглашения фактически разделили арабский мир на две части: одну, которая присоединилась к "Окружности мира", и другую, которая либо осталась в стороне, либо прямо выразила недовольство. Наиболее ярким примером стал раскол между Марокко и Алжир. Изначально исторические конкуренты, они вступили в открытый конфликт после того, как Марокко согласилось на нормализацию с Израилем в обмен на признание США суверенитета над Западной Сахарой . Алжир, который поддерживал движение Полисарио в споре о Западной Сахаре, воспринял это как прямое нарушение международного права и бросил вызов Марокко . Это привело к полному разрыву дипломатических отношений между двумя странами в августе 2021 года, что стало серьезным ударом по усилиям по укреплению африканского союза . Египет, старейший партнер Израиля по Мирному договору 1979 года, остался в стороне от Авраамовых соглашений, возможно, опасаясь потерять свое специальное положение в регионе или потому, что его собственные отношения с Израилем уже хорошо налажены . Тунис и Саудовская Аравия также проявили явное недоверие к соглашениям, предпочитая не присоединяться, что указывает на сохранение устойчивой консервативной позиции в отношении палестинского вопроса . Саудовская Аравия, в частности, придерживается арабской мирной инициативы 2002 года, которая требует полного решения палестинского вопроса до нормализации с Израилем, и продолжает поддерживать эту позицию .
Стратегический ответ на создание "Окружности мира" со стороны Ирана и России стал неизбежным. Расширение израильского влияния и экономического присутствия на Ближнем Востоке заставило Иран инициировать свои собственные стратегические альянсы для противодействия этому новому порядку. В январе 2025 года было подписано Русско-иранское всеобъемлющее стратегическое партнерство, которое формализовало союз двух антиамериканских держав . Этот договор включает в себя координацию в области обороны, обмен вооружениями и технологиями, обмен разведданными и совместные операции по борьбе с терроризмом . Его целью является создание альтернативного блока, направленного против американского и европейского влияния в регионе, и продвижение альтернативных транспортных коридоров, таких как северный коридор через Иран и Россию, в конкурентном противостоянии с израильско-американски-арабским "Центральным коридором" . Этот союз представляет собой серьезную угрозу для стабильности региона и для долгосрочных перспектив Авраамовых соглашений, поскольку он создает мощную коалицию, объединенную общим неприятием текущего регионального порядка.
Несмотря на эти вызовы, интерес к расширению соглашений за пределы первоначального круга участников был заметен практически сразу после их подписания. Самым перспективным направлением для расширения стало Южное Кавказье, в частности, Азербайджан. Учитывая его глубокие исторические и современные связи с Израилем, существует серьезная вероятность его включения в рамках соглашений . Азербайджан и Израиль являются стратегическими партнерами, объединенными общим врагом — Ираном . Их сотрудничество охватывает несколько ключевых направлений:
Энергетика: SOCAR, национальная нефтяная компания Азербайджана, приобрела 10% доли в израильском газовом месторождении Tamar, что обеспечивает Азербайджану доступ к европейским рынкам и укрепляет энергетическую безопасность Израиля .
Оборона: Азербайджан активно использует израильское военное оборудование, включая радары и системы противовоздушной обороны, в своих военных кампаниях, включая конфликт в Карабахе .
Экономика и транспорт: Азербайджан является ключевым звеном в "Центральном коридоре", связывающем Азию с Европой через Каспийский регион, что выгодно как Израилю, так и США .
Политика: Обе страны поддерживают тесную координацию в вопросах противодействия Ирану и России . Дискуссии о включении Азербайджана в Авраамовы соглашения велись на самом высоком уровне, включая визиты спецпосланника США Стива Виткоффа в Баку . Хотя есть некоторые оговорки, например, необходимость достижения мира с Арменией, общая траектория указывает на высокую вероятность интеграции Азербайджана в "Окружность мира" .
Помимо Кавказа, перспективы расширения наблюдаются и в Центральной Азии. Узбекистан уже сделал значительный шаг в этом направлении, вложив до $50 миллионов в Abraham Fund, что является сигналом поддержки экономических целей соглашений . Это открывает дорогу для более тесного экономического сотрудничества и потенциального включения других стран региона. Существуют также признаки растущих связей между странами-участницами и такими государствами, как Казахстан, который в 2024 году установил стратегический альянс с Катаром, демонстрируя тенденцию к формированию новых трансрегиональных альянсов, которые могут служить платформой для дальнейшего расширения влияния "Окружности мира" . Таким образом, Авраамовы соглашения не просто изменили существующую политическую карту, но и создали динамичный и постоянно развивающийся процесс, который будет определять геополитическую ситуацию в регионе на годы вперед.
Критический анализ и будущие вызовы: От ослабления легитимности до перспектив нового этапа
Несмотря на очевидные успехи в сфере экономики и безопасности, Авраамовы соглашения остаются предметом острой критики и сталкиваются с серьезными вызовами, которые подрывают их легитимность и долгосрочную устойчивость. Анализ показывает, что, хотя соглашения и создали новый геополитический блок, они не решили фундаментальных проблем региона и, по сути, легитимизировали существующий статус-кво, что привело к их ослаблению в ключевой момент.
Главным и самым серьезным ударом по Авраамовым соглашениям стал военный конфликт Израиля с ХАМАСом в Газе, начавшийся 7 октября 2023 года . Массированная атака ХАМАС, в результате которой погибло около 1200 человек и было взято в заложники более 250 человек, а также последовавшая за этим длительная и разрушительная военная кампания Израиля, привели к гуманитарной катастрофе в Газе . По данным местного министерства здравоохранения, число погибших превысило 64 500 человек, включая тысячи детей, с широко распространенными сообщениями о голоде и отсутствии базовых услуг . Эта ситуация вызвала глобальный общественный гнев и поставила под сомнение моральные основы соглашений, которые декларировали стремление к "мирной жизни", "уважению" и "взаимопониманию" . В ответ на эти события произошла ряд дипломатических откатов. ОАЭ заблокировал участие израильских оборонных компаний в Dubai Airshow, сославшись на соображения безопасности . Более того, после серии израильских авиаударов по Катару в сентябре 2025 года, который убил нескольких официальных лиц, ОАЭ и другие страны-участницы начали выражать серьезную обеспокоенность действиями Израиля, что привело к росту дистанцированности . Публичное недовольство в странах-участницах резко возросло, усложнив дальнейшее развитие отношений и создав внутренние политические риски для правительств . Особенно болезненным стало то, что соглашения не смогли остановить эскалацию, а, возможно, даже способствовали ей, что подорвало их авторитет. Саудовская Аравия, которая ранее вела переговоры о нормализации, после 7 октября 2023 года заявила, что любая нормализация должна быть условной и связана с достижением реального двухгосударственного решения для Палестины, что фактически заморозило переговоры .
Вторым критическим недостатком соглашений является их неспособность решить палестинский вопрос, что является главным препятствием для их широкой легитимации в арабском и мусульманском мире . С самого начала Авраамовы соглашения были спроектированы как механизм, который отсоединяет отношения между Израилем и некоторыми арабскими странами от палестинской каузы . Хотя все документы формально поддерживают двухгосударственный решение. Это привело к тому, что соглашения были восприняты многими как акт предательства палестинского народа, что серьезно подорвало их моральный вес.
Наконец, существует вопрос о долгосрочной устойчивости соглашений в условиях продолжающейся политической нестабильности в самих странах-участницах. В Судане, как уже упоминалось, гражданская война фактически парализовала реализацию соглашения . В Бахрейне, несмотря на формальные успехи, общественное недовольство остается высоким, а правительство вынуждено управлять внутренними политическими рисками, что может привести к дальнейшему дистанцированию . В ОАЭ несмотря на кажущуюся стабильность, также существуют внутренние силы, которые критикуют соглашения, хотя они и не получили широкого общественного отклика . Будущее соглашений сильно зависит от политического курса администрации США и способности Израиля найти баланс между своими стратегическими интересами и международным общественным мнением. В настоящее время, в условиях, когда Израиль все чаще рассматривается некоторыми региональными игроками как "неправительственный" актор, а не как надежный партнер, стоимость участия в "Окружности мира" резко возрастает . Несмотря на все вызовы, перспективы расширения соглашений продолжают обсуждаться, особенно в отношении Азербайджана, который становится все более важным игроком в региональной безопасности . Однако успех этих усилий будет зависеть от того, сможет ли "Окружность мира" адаптироваться к новой, более сложной геополитической реальности, в которой сохранение палестинского вопроса остается центральным фактором, определяющим стабильность и легитимность всего проекта.
Настоящий материал носит информационно-справочный характер, не является офертой, рекомендацией к действию либо юридической/политической консультацией. Сведения основаны на публично доступных источниках по состоянию на 7 ноября 2025 и могут устаревать
Антон Рубин
Автор статьи
Антон Рубин — консультант по вопросам репатриации. Освещает темы финансового планирования, налоговых льгот и программ поддержки для новых граждан Израиля.


