Духовное и географическое значение
Духовное восхождение: Алия рассматривается не просто как переезд, а как духовное и идеологическое возвышение. Это исполнение многовековой мечты еврейского народа о возвращении из изгнания (галу́та) и личное участие в возрождении национального дома.
Географический подъём: Термин также имеет буквальное значение. Иерусалим, духовный центр иудаизма, расположен на Иудейских горах, на высоте около 750 метров над уровнем моря. Исторически путешествие в Иерусалим из соседних земель, таких как Египет или Вавилония, представляло собой физический подъём.
Противоположный процесс — эмиграция из Израиля — называется йерида́ (ירידה), что означает «спуск» или «нисхождение», подчёркивая как физическое, так и духовное понижение статуса.
Исторические волны алии
Хотя евреи возвращались в Страну Израиля на протяжении всей истории, современная история алии делится на несколько ключевых волн, которые сформировали облик будущего государства.
Первая алия (1882–1903): Эта волна была вызвана погромами в Российской империи. Около 25–35 тысяч человек, в основном из Восточной Европы, прибыли в Палестину. Эти пионеры, движимые идеями сионизма, выкупали земли и основывали первые сельскохозяйственные поселения, такие как Ришон-ле-Цион, Реховот и Хадера, заложив основы для будущего еврейского государства.
Вторая алия (1904–1914): Около 40 тысяч репатриантов, преимущественно из Российской империи, прибыли после Кишинёвского погрома и неудавшейся революции 1905 года. Многие из них были молодыми идеалистами с социалистическими взглядами. Они основали первые кибуцы, создали рабочие организации и заложили город Тель-Авив.
Третья алия (1919–1923): После Первой мировой войны и провозглашения Декларации Бальфура в Палестину прибыли ещё около 35 тысяч человек, в основном из Восточной Европы. Они продолжили освоение земель и развитие инфраструктуры.
Четвёртая алия (1924–1929): Эта волна состояла из примерно 82 тысяч человек, значительная часть которых была представителями среднего класса из Польши. Они внесли большой вклад в развитие городов, особенно Тель-Авива.
Пятая алия (1929–1939): С приходом нацистов к власти в Германии началась массовая иммиграция около 250 тысяч евреев из Центральной и Восточной Европы, спасавшихся от преследований. Среди них было много учёных, врачей, архитекторов и деятелей культуры, которые внесли огромный вклад в развитие общества.
Алия Бет (нелегальная иммиграция)
В период с 1933 по 1948 год британские власти, управлявшие Палестиной, ввели жёсткие ограничения на еврейскую иммиграцию. В ответ на это была организована Алия Бет — нелегальная иммиграция, целью которой было спасение европейских евреев от Холокоста. Десятки тысяч человек были тайно переправлены в Палестину по морю и суше, несмотря на огромные риски.
«Большая алия» из СССР и стран СНГ
Особое место в истории занимает «Большая алия» 1990-х годов. После падения «железного занавеса» и либерализации в СССР началась массовая репатриация евреев и членов их семей. С 1989 года и в течение следующего десятилетия в Израиль прибыло более миллиона человек, что составило около одной шестой всего населения страны на тот момент. Эта волна оказала колоссальное влияние на экономику, культуру, науку и социальную структуру Израиля.
Алия в современном Израиле
Алия является центральной идеей и государственной политикой современного Израиля. Она закреплена в «Законе о возвращении» (1950 г.), который даёт каждому еврею (и членам его семьи) право на репатриацию в Израиль и получение гражданства. Репатриантов в Израиле называют оли́м (עולים), а нового репатрианта — оле́ хада́ш (עוֹלֶה חָדָש — «новый прибывший»).