
Входные Требования: Признание Академической Квалификации и Языковая Готовность
Процесс поступления в высшие учебные заведения Израиля для новых иммигрантов представляет собой многоэтапную систему, которая тщательно проверяет две ключевые составляющие: академическую квалификацию и уровень владения ивритом на академическом уровне. Эти два фактора являются фундаментальными порогами, через которые необходимо пройти для получения доступа к бесплатному государственному образованию. Система спроектирована таким образом, чтобы обеспечить не только академическую адаптацию, но и глубокую языковую и культурную интеграцию, что делает эти требования не просто формальностью, а центральным элементом комплексной политики алии. Управление Студенческого Финансирования (Minhal HaStudentim), являющееся подразделением Министерства Алии и Интеграции, играет ключевую роль в координации этих процессов, предоставляя студентам-олим руководство и поддержку на всех этапах .
Первым и наиболее очевидным барьером является языковой. Израильское высшее образование преимущественно ведется на иврите, поэтому для иностранных студентов, чей школьный аттестат не был получен на иврите (Bagrut), необходим официальный экзамен на знание иврита для академических целей — YAEL (Yeda Ivrit LeAkademia) . Этот экзамен является обязательным требованием для тех, кто не имеет Bagrut или для тех, кто сдает психометрический тест на иностранном языке . Результаты экзамена YAEL напрямую влияют на дальнейший академический путь студента; они определяют, какие обязательные языковые курсы ему необходимо будет проходить во время обучения, и служат основанием для освобождения (Ptor) от этих курсов после достижения достаточного уровня владения языком . Например, на уровне Хе (Chet) проводится экзамен на освобождение в Еврейском университете, который подтверждает академическую языковую компетенцию . Чтобы помочь олим преодолеть этот барьер, государство предоставляет значительную поддержку. Министерство Алии и Интеграции совместно с O.K. Institute предлагает бесплатные онлайн-курсы подготовки к YAEL, которые проводятся по всему Израилю через Zoom, с приоритетом для тех, кто не зарегистрирован в Mechinot или TAKA . Это демонстрирует системный подход, направленный на предварительную подготовку иммигрантов к академическому ритму.
Второй столп входных требований — это признание иврита на академическом уровне. Процесс признания иностранных дипломов высшего образования начинается еще до алии. Заявителю необходимо отправить запрос через портал 'אישיון אישי' (Personal Portal) Министерства Образования, выбрав соответствующий раздел для признания среднего образования за рубежом . Необходимо предоставить документы, такие как Teudat Oleh, Teudat Zehut и школьный диплом с транскриптом, в виде одного PDF-файла размером менее 10 МБ . Хотя некоторые источники могут указывать на необходимость нотариального заверения переводов документов на английском языке, официальная информация подтверждает, что для этого не требуется . Процесс признания является обязательным для поступления в любой из 61 высшего учебного заведения страны, где насчитывается 10 университетов и 51 колледж .
Требования к академической квалификации сильно зависят от страны происхождения абитуриента. Существуют четкие и строгие правила для дипломов США и Канады. Например, для поступления в израильские университеты с американским школьным аттестатом (High School Diploma) требуется наличие как минимум трех результатов Advanced Placement (AP) экзаменов, каждый из которых должен быть не ниже 4 баллов из 5 . Для канадских студентов, имеющих школьный аттестат (OSSD), может потребоваться также диплом CEGEP (колледж двух лет) в качестве дополнительного требования . Эти специфические нормы создают явный порог входа для представителей этих образовательных систем и подчеркивают важность наличия международно признанных экзаменов, таких как AP, IB, A-levels или GCSE, для легитимизации школьного образования .
Третьим ключевым элементом системы является психометрический тест, который функционирует аналогично SAT или ЕГЭ в других странах . Этот тест является стандартным требованием для большинства израильских университетов. Однако анализ показывает наличие важных исключений, особенно в рамках современных интеграционных программ. Самый яркий пример — это Tel Aviv University (TAU). Для участников их новых международных образовательных треков (англоязычного BA в Liberal Arts and Management и франкоязычного Programme de Licence en Sciences Sociales, Politiques et Économiques), новые иммигранты, сделавшие алию менее трех лет назад, полностью освобождаются от необходимости сдавать психометрический тест . Это революционный подход, который значительно снижает барьер для многих иммигрантов, для которых подготовка к этому сложному тесту может стать серьезным препятствием. Кроме того, успешное окончание программы Mechina в ведущих университетах, таких как Еврейский университет (HUJI), также открывает возможность прямого поступления на некоторые факультеты без сдачи психометрического экзамена . Это награждает лучших студентов, продемонстрировавших высокие академические результаты в подготовительной программе, и повышает ценность этих программ в глазах приемных комиссий. Таким образом, хотя психометрический тест остается стандартным путем, для некоторых категорий олим существуют эффективные альтернативные маршруты в израильское высшее образование.
| YAEL (Yeda Ivrit LeAkademia) | Экзамен на знание иврита для академических целей. Результаты определяют уровень обязательных языковых курсов. | Студенты, чей школьный аттестат не на иврите (без Bagrut) или те, кто сдал Psychometric Exam на иностранном языке. |
| Признание иностранных дипломов | Процедура официального признания школьного аттестата из другой страны Министерством Образования Израиля. | Все иностранные студенты, желающие поступить в израильский университет. |
| Академические экзамены (AP, A-levels) | Международные экзамены, которые могут служить доказательством академической квалификации взамен школьного аттестата. | Студенты из стран с различными системами образования, например, US students with at least three AP exams scored 4 or higher. |
| Psychometric Exam | Стандартный психологический тест, требуемый для поступления в большинство израильских университетов. | Большинство студентов, поступающих на бакалавриат в Израиль. |
| Exemption from Psychometric Exam | Полное или частичное освобождение от сдачи Psychometric Exam. | Участники специальных интеграционных программ (например, TAU Lowy International Track) или выпускники Mechina с высокими оценками (например, HUJI). |
Подготовительные Программы: Роль Mechina и TAKA в Академической Интеграции
Если академическая квалификация или уровень владения ивритом недостаточны для прямого зачисления в израильский университет, система поддержки олим предусматривает обязательное участие в одной из двух основных подготовительных программ: Mechina (подготовительный курс) или TAKA (программа академической интеграции). Эти программы являются ядром всей системы, выполняя двойную миссию: академически и языково готовить иммигрантов к университетской жизни и одновременно способствуя их социальной интеграции в израильское общество. Они представляют собой не просто дополнительные курсы, а необходимый этап, который многие университеты требуют от своих будущих студентов-иммигрантов.
Mechinat Olim (Mechina) — это годичная (около 9–10 месяцев) подготовительная программа, обязательная для олим, чьи школьные аттестаты не имеют эквивалентности израильскому сертификату зрелости (Bagrut) . Программа сочетает в себе углубленное изучение иврита (Ulpan) и широкий спектр академических курсов, предназначенных для восполнения возможных пробелов в знаниях и знакомства с израильской академической системой . Ключевые университеты, предлагающие Mechina, включают Еврейский университет (HUJI), Бар-Илана (BIU), Технион и Университет Хайфы . Программа обычно начинается в октябре или январе и состоит из пятидневной учебной недели . Успешное завершение Mechina не только позволяет получить академическую квалификацию, эквивалентную Bagrut, но и значительно повышает шансы на поступление в выбранный университет . Важно отметить, что для поступления в Mechina часто требуется уже иметь базовый уровень иврита, достигнутый после прохождения стандартного пятимесячного государственного Ulpan (уровень Bet) . Это создает последовательную модель обучения для большинства олим: сначала прохождение государственного Ulpan, затем обязательная Mechina, и только после этого поступление в университет. Министерство Алии и Интеграции финансирует обучение в Mechina, если оно является обязательным условием для поступления в конкретный университет .
TAKA (Tequnot Klitah Akademiyot) — это более короткая (около 5 месяцев) и менее формальная программа для олим, которые уже обладают эквивалентностью Bagrut . Она предназначена для тех, кто имеет международный матрикуляционный сертификат (например, IB, BAC, GCSE/A-levels), уже прошел один академический год за рубежом или планирует сразу поступать в магистратуру . TAKA также направлена на академическую и социальную интеграцию, но не всегда является обязательным требованием для поступления в конкретный вуз, в отличие от Mechina . Программа помогает олим адаптироваться к израильской образовательной среде, улучшить свои языковые навыки и установить первые социальные связи. Участие в TAKA также финансируется Министерством Алии и Интеграции, но условия могут быть более строгими, особенно в отношении покрытия бытовых расходов .
Обе программы являются мощным инструментом интеграции. Они организованы так, чтобы обеспечить не только академическую подготовку, но и активное социальное взаимодействие. Студенты живут вместе, участвуют в групповых проектах, экскурсиях по Израилю и праздновании праздников, что способствует формированию прочной коммуникационной сети и чувства принадлежности к израильскому обществу . Программы также предлагают разнообразные варианты проживания, включая субсидируемые общежития на кампусах университетов, что упрощает адаптацию и снижает первоначальные расходы .
| Продолжительность | Около 9-10 месяцев | Около 5 месяцев |
| Целевая аудитория | Олимы, чей школьный аттестат не имеет эквивалентности Bagrut. | Олимы с эквивалентностью Bagrut, студенты, прошедшие один год учебы за рубежом, поступающие в магистратуру. |
| Необходимость | Обязательна для поступления в университет, если аттестат не эквивалентен Bagrut. | Часто не является обязательным, но рекомендуется для лучшей интеграции. |
| Продолжительность | 9-10 месяцев (октябрь/январь - июнь/август) | ~5 месяцев (февраль - август) |
| Контент программы | Академические курсы (математика, английский, гуманитарные предметы) + интенсивный Ulpan. | Академическая подготовка, углубление языковых навыков, социальная интеграция. |
| Финансирование | Полное или частичное финансирование от Student Authority, если программа обязательна. | Частичное финансирование от Student Authority; доп. выплаты на основе социально-экономического положения. |
| Университеты | Hebrew University, Bar-Ilan University, The Technion, University of Haifa. | Hebrew University, Tel-Aviv University, Ashkelon Academic College, Gordon Academic College. |
Финансовая Поддержка и Льготы: Государственный Пакет "Помощи при Алия"
Финансовая поддержка для новых иммигрантов (олим) в сфере высшего образования в Израиле является одним из самых щедрых элементов государственной политики алии. Управление Студенческого Финансирования (Minhal HaStudentim) предоставляет комплексный пакет льгот, направленный на обеспечение доступности высшего образования для всех, кто соответствует установленным критериям . Однако эта помощь не является автоматическим правом и сопряжена с рядом строгих условий и ограничений, которые необходимо тщательно изучить. Понимание того, что именно покрывает государственная субсидия, а что нет, является ключевым для успешного планирования бюджета и избежания непредвиденных расходов.
Основной компонент финансовой помощи — это субсидия на оплату государственных сборов за обучение. На 2025 год минимальная субсидия покрывает стандартные государственные сборы, которые составляют около 11,653 НЗС в год для программ бакалавриата (BA/BSc) и примерно 15,748 НЗС в год для программ магистратуры (MA/MSc) и подготовительных курсов (Mechina/Taka) . Это означает, что для студентов, получающих полную финансовую поддержку, обучение в любом из 61 высшего учебного заведения в Израиле становится практически бесплатным. Сроки обучения, на которые распространяется эта помощь, стандартизированы: 3-4 года для бакалавриата, 4 года для педагогических, инженерных и медицинских специальностей, 5 лет для архитектуры и 6 лет для медицины . Для магистратуры срок составляет 2 года, который может быть продлен до 3 лет при необходимости прохождения дополнительных курсов . Существуют и другие виды выплат, например, до 4,500 НЗС для обязательных курсов изучения иврита или английского языка, что дополнительно снижает затраты на языковую подготовку .
Критически важно понимать, что государственная помощь не покрывает ряд важных расходов. Студентам необходимо самостоятельно заботиться о следующих статьях расходов:
Регистрационные и страховые сборы: Сборы за регистрацию в университете и страховые взносы не входят в субсидию .
Жилье: Оплата проживания в общежитии или квартире полностью ложится на плечи студента .
Питание и бытовые нужды: Все расходы на питание, одежду, транспорт и другие повседневные потребности должны покрываться за счет личных средств или дополнительных стипендий .
Медицинская страховка: Хотя студенты-олим могут получать государственную помощь на оплату взносов в национальную систему медицинского страхования Bituach Leumi в течение первого года после алии, после этого они обязаны платить взносы самостоятельно на основе своего дохода .
Учебная литература и оборудование: Стоимость учебников, курсовых работ и компьютерного оборудования также не покрывается .
Для получения финансовой поддержки существует ряд строгих условий. Во-первых, это временные рамки. Студент должен начать обучение (включая Mechina или TAKA) в течение 36 месяцев после оформления Teudat Oleh (сертификата иммигранта) . Исключение составляют периоды службы в армии (IDF), национальной службы или участия в программе MASA . Во-вторых, существуют возрастные ограничения: для поступления на бакалавриат максимальный возраст составляет 27 лет, а для магистратуры и переобучения — 30 лет, хотя этот лимит для магистратуры может быть продлен до 35 лет в некоторых случаях . Важно отметить, что если студент начал обучение до достижения возраста лимита, он сохраняет право на поддержку даже если перешагнул этот порог во время обучения .
Наиболее важным условием получения и сохранения финансовой помощи является выполнение социальных обязательств. Студенты-олим, получающие поддержку от Student Authority на срок от 2,5 лет, обязаны участвовать в добровольческой программе "Шахак" (Shahak) . Эта программа обязывает их выполнять социальную работу в течение нескольких часов в неделю в различных организациях, таких как больницы, школы, дома престарелых или центры для людей с ограниченными возможностями . Участие в Шахаке является не просто формальностью, а частью процесса социальной интеграции, позволяющей студентам внести вклад в общество и лучше понять его потребности. Исключения из этого правила существуют, например, для выпускников программы "From Uniform to Studies", которая предоставляет полное финансирование боевым ветеранам без требования выполнять социальную работу . Еще одно важное ограничение заключается в том, что студент не может одновременно получать финансовую помощь от Student Authority и другие государственные пособия, такие как гранты для солдат (Armies Grant) . Это создает сложную ситуацию для некоторых категорий олим, которым необходимо тщательно планировать свой жизненный график.
Дополнительные Стипендии и Гранты: Расширение Возможностей за Счет Частного Сектора
Хотя государственная поддержка от Министерства Алии и Интеграции является основой финансового обеспечения высшего образования для олим, она часто оказывается недостаточной для покрытия всех бытовых расходов. Именно поэтому существует обширный и разнообразный мир частных стипендий, грантов и финансовых программ, предоставляемых благотворительными фондами, некоммерческими организациями (НКО) и самими университетами. Эти дополнительные источники финансирования играют критически важную роль в повышении доступности образования и могут существенно облегчить финансовое положение студента-олим. Поиск и подача заявок на эти стипендии требуют времени и усилий, но потенциальная выгода может быть огромной.
Частные фонды и организации являются одними из главных источников дополнительной помощи. Такие организации, как HIAS, Telfed, Klausner Foundation, Anieres, HESEG и другие, предлагают как денежные стипендии, так и комплексную поддержку, включающую академическое консультирование и помощь в трудоустройстве . Эти фонды часто ориентированы на конкретные группы населения или категории студентов. Например, фонд Anieres предоставляет гранты франкоязычным олим, обучающимся по STEM-направлениям в Технионе, на основе социально-экономических критериев . Фонд HESEG оказывает поддержку сиротам и одиночкам, покрывая как оплату обучения, так и расходы на жизнь . Klausner Foundation предоставляет меритократические гранты для выдающихся олим, стремящихся к получению степени магистра или доктора наук в Еврейском университете . Организация HIAS предлагает стипендии, покрывающие как обучение, так и проживание для олим из США и других стран . Для упрощения поиска этих возможностей существуют специализированные платформы, такие как Milgapo, которая объединяет более 850 программ стипендий и помогает студентам находить подходящие варианты .
Университеты сами также являются важными источниками финансовой поддержки. Каждый вуз имеет собственные программы стипендий, которые могут быть как меритократическими (основанными на академических успехах), так и социальными (на основе экономических критериев) . Студенты могут найти информацию о таких возможностях на веб-сайтах своих университетов, в разделе, посвященном стипендиям (Milgot) . Кроме того, многие университеты, такие как Еврейский университет, предлагают миллионы долларов в виде стипендий ежегодно, поддерживая тысячи студентов . Это делает поиск университетских стипендий обязательным шагом для любого студента-олим.
Помимо стандартных стипендий, в Израиле действуют специальные программы, нацеленные на привлечение стратегических иммигрантов — специалистов в области IT, медицины, инженерии и науки. Эти программы предлагают значительно более щедрые условия, включая гранты, профессиональную поддержку и гарантии трудоустройства в обмен на долгосрочную работу в стране . Например, программа "Return Home: Doctors and Engineers" (Hatzarta Baitim: Rofim Ve-Ingenirim) предлагает гранты до 50,000 НЗС после трудоустройства, полную поддержку в получении лицензии и помощь в поиске работы . Программа "Code: Israel" для IT-специалистов включает 3-6 месячные интенсивные курсы обучения в ведущих компаниях, стипендии во время обучения и гарантированное трудоустройство . Для ученых запущена программа "Perspective Program" (Ofeq), которая предоставляет исследовательские гранты до 140,000 НЗС в год на 2-3 года для создания лабораторий в приоритетных областях, таких как биотехнологии и искусственный интеллект . Эти инициативы свидетельствуют о стратегическом видении правительства в развитии экономики страны через высококвалифицированных иммигрантов.
| HIAS | Стипендия (финансовая и социальная) | Олимы из США и других стран | Покрывает tuition и living expenses для undergrad, grad, PhD degrees. |
| Anieres | Грант | Франкоязычные олимы, обучающиеся по STEM-направлениям в Технионе | На основе socio-economic criteria. |
| HESEG | Стипендия (финансовая и социальная) | Сироты и одиночки | Covers tuition and living expenses for undergraduates. |
| Klausner Foundation | Меритократический грант | Выдающиеся олимы, pursuing master’s or doctoral studies | At Hebrew University of Jerusalem. |
| Telfed | Стипендия "Pras" | Олимы, закончившие военную/национальную службу | Priority given to those of South African origin. |
| "Return Home: Doctors and Engineers" | Грант и профессиональная поддержка | Врачи и инженеры | Grants up to 50,000 NIS after employment, full licensing support. |
| "Code: Israel" | Обучение, стипендия, гарантия трудоустройства | IT-специалисты | 3-6 month boot camps, scholarships during training. |
| "Perspective Program" (Ofeq) | Исследовательский грант | Ученые в приоритетных областях | Grants up to 140,000 NIS/year for 2-3 years. |
| University Scholarships | Стипендии (финансовая) | Студенты ведущих университетов | Merit-based or need-based, available at all academic levels. |
Стратегические Университетские Программы и Инновации в Интеграции
Система высшего образования в Израиле для иммигрантов не является статичной; она постоянно развивается и адаптируется, внедряя новые подходы и программы, направленные на повышение эффективности интеграции. Анализ материалов за последние годы, особенно 2024-2025 годов, выявляет несколько ключевых стратегических трендов, которые кардинально меняют традиционную модель поступления и обучения. Эти инновации делают израильское высшее образование более доступным, гибким и ориентированным на конкретные потребности и карьерные цели иммигрантов.
Одним из самых значительных трендов является мультиязычная интеграция. Ведущие университеты, такие как Тель-Авивский университет (TAU) и Еврейский университет (HUJI), начали активно предлагать англоязычные и даже франкоязычные образовательные треки специально для новых иммигрантов . Тель-Авивский университет через свою Lowy International School предлагает целый ряд программ, включая BA в Liberal Arts and Management и MA в TESOL (English as a Second Language), полностью на английском языке . Еврейский университет также запустил первую в своей истории полноценную бакалавриатскую программу на английском языке, состоящую из двойных специализаций Business & Liberal Arts, Liberal Arts & English, и Business & English . Эти программы революционны тем, что они позволяют студентам учиться на английском языке в первый год и постепенно переходить на иврит, изучая его как часть учебного плана . Для участников этих треков предусмотрено полное освобождение от сдачи психометрического теста, что является огромным преимуществом . Этот подход значительно снижает языковой барьер, позволяя студентам сосредоточиться на академической подготовке и быстрой адаптации, и делает высшее образование в Израиле доступным для гораздо более широкого круга иммигрантов, не владеющих ивритом на уровне свободного разговора.
Второй важный тренд — это создание прямых путевых трасс из подготовительных программ в университет. Успешное окончание программы Mechina в ведущих университетах, таких как Еврейский университет, теперь может служить прямым путем к поступлению на некоторые из самых конкурентных факультетов без необходимости сдавать психометрический тест . Для выпускников Mechina с высокими оценками открываются двери на факультеты электротехники, физики, математики, права, социальной работы, психологии и многих других гуманитарных и социологических специальностей . Это не только награждает лучших студентов, но и повышает престиж и ценность самих подготовительных программ, превращая их из простого требования в возможность получить уникальное преимущество при поступлении.
Третий тренд — это гибридизация и дифференциация образовательных предложений. Система становится все более гибкой, предлагая широкий выбор программ, адаптированных под различные цели и уровни подготовки. Помимо классических Mechina, существуют кибуцные ульпаны, сочетающие изучение иврита с жизнью в кибуце и работой на земле ; частные ульпаны, предлагающие меньшие группы и более индивидуальный подход ; и специализированные профессиональные ульпаны, такие как "Tech & The City" в Технионе, которые готовят участников к работе в высокотехнологичном секторе . Также существуют академические треки, например, "Sapir B'Alyiah" в Колледже Сапир, который готовит олим к получению степени бакалавра по специальности Computer Science . Эта диверсификация позволяет каждому иммигранту выбрать маршрут, который наиболее точно соответствует его академическим и карьерным целям, будь то классическая академическая подготовка, профессиональная ориентация или сочетание языкового обучения с практическим опытом.
Наконец, университеты активно используют технологические решения для обеспечения непрерывности обучения и поддержки студентов. В условиях региональной неопределенности, как, например, в 2024 году, Тель-Авивский университет успешно применял гибридную модель обучения, сочетающую очные занятия в Zoom с записанными лекциями, что позволило продолжать учебный процесс даже когда студенты или преподаватели были отсутствуют . Кроме того, университеты предоставляют студентам 24/7 поддержку через офисы студенческой жизни, WhatsApp-группы и регулярные проверки контактов, создавая безопасную и поддерживающую среду . Эти технологии и поддерживающие структуры являются неотъемлемой частью современной системы интеграции, помогая студентам-олим чувствовать себя частью университетского сообщества и успешно адаптироваться к жизни в Израиле.
Практическое Руководство и Стратегическое Планирование для Олима
Успешное поступление в высшее учебное заведение в Израиле и получение финансовой поддержки требует не только соответствия академическим и языковым требованиям, но и тщательного стратегического планирования и понимания всей экосистемы поддержки. Для нового иммигранта, только делающего первые шаги в новой стране, процесс может показаться сложным и запутанным. Однако, следуя четкому алгоритму действий и используя доступные ресурсы, можно значительно упростить этот путь и максимизировать свои шансы на успех.
Первым и самым важным шагом является предварительная регистрация в Управлении Студенческого Финансирования (Minhal HaStudentim) еще до прибытия в Израиль. Просpective immigrants могут открыть предварительный счет через онлайн-форму на сайте управления . Это позволяет ускорить процесс регистрации и начала получения помощи сразу после оформления Teudat Oleh (сертификата иммигранта). После прибытия необходимо немедленно активировать этот счет, загрузив все необходимые документы, включая Teudat Oleh, Teudat Zehut, школьный диплом или степень и транскрипт, а также письмо о зачислении от израильского учебного заведения .
Второй шаг — это прохождение 5-месячного государственного ульпана (Ulpan). Это абсолютно необходимое условие для большинства олим, так как оно позволяет достичь базового уровня иврита (уровня Бет), который является предварительным требованием для поступления на многие подготовительные программы и англоязычные программы в университетах . Государственные ульпаны бесплатны для всех новых иммигрантов, и их посещение является обязательным для получения ежемесячных выплат из "Пакета Помощи при Алия" (Sal Klita) . Этот период следует использовать не только для изучения языка, но и для адаптации к новой культуре и бытовым реалиям Израиля.
Третий шаг — это выбор образовательного пути, который зависит от вашей академической квалификации. Если ваш школьный аттестат имеет признанную эквивалентность Bagrut (например, британские A-levels или четыре или более AP-экзамена со score 4+ для американцев), вы можете рассмотреть возможность поступления в англоязычные программы ведущих университетов, таких как TAU Lowy International School или Rothberg International School в HUJI . Для участников этих программ сдается экзамен YAEL, а психометрический тест не требуется . Если же вашего аттестата нет эквивалентности Bagrut, вам, скорее всего, потребуется пройти годичную подготовительную программу Mechina в одном из ведущих университетов (HUJI, BIU, Technion) . Эта программа является обязательной и финансируется государством.
Четвертый шаг — это подача заявки на финансовые льготы. После получения предложения о зачислении в университет или подготовительную программу необходимо подать заявку на финансирование в Minhal HaStudentim. В этой заявке важно указать, что вам нужна финансовая поддержка для прохождения Mechina и последующего обучения, чтобы система могла предоставить вам соответствующий пакет помощи . Необходимо также быть готовым к выполнению обязательств, таких как участие в программе социальной работы "Шахак" .
Пятый шаг — это планирование бюджета и поиск дополнительных источников финансирования. Необходимо четко осознавать, что государственная поддержка не покрывает расходы на проживание, питание, книги и другие бытовые нужды . Поэтому крайне важно искать дополнительные стипендии от частных фондов, таких как HIAS, HESEG, Klausner Foundation, а также проверять наличие университетских стипендий . Платформы, такие как Milgapo, могут значительно упростить этот поиск .
В заключение, система высшего образования в Израиле для иммигрантов представляет собой мощный, хотя и сложный, инструмент для социальной мобильности и успешной интеграции. Она предлагает уникальный комплексный пакет поддержки, сочетающий финансовую помощь, языковую подготовку и академическое развитие. Ключевые выводы этого анализа сводятся к тому, что система имеет комплексный характер, где финансовые льготы неразрывно связаны с социальными обязательствами; доступность образования возрастает благодаря новым англоязычным программам; и система предлагает гибкость выбора, позволяя олим найти траекторию, соответствующую их целям. Успешное использование этой системы требует не только академической подготовки, но и тщательного планирования, глубокого понимания всех условий и готовности к активному участию в жизни израильского общества.
Марк Гольдберг
Автор статьи
Марк Гольдберг — консультант по вопросам репатриации. Освещает темы финансового планирования, налоговых льгот и программ поддержки для новых граждан Израиля.


